Игровая зона в кинотеатре – довольно сложная система, имеющая свои особенности и долгую историю развития. Для однозальных и двухзальных заведений необходима особая стратегия внедрения развлекательной зоны и выгодного сосуществования услуг. В современных мультиплексах она закладывается еще на стадии проектирования с учетом специфики будущего предприятия.
РАЗВИТИЕ РЫНКА
Игровые автоматы появились в Советском Союзе еще в конце 70-х годов и по техническим характеристикам делились на две группы. К электромеханическим относилось большинство аркадных автоматов (от английского arcade – галерея), к электронным – аппараты на базе дискретной логики или микропроцессоров, с монитором или телеэкраном в качестве средства отображения информации. Все эти устройства устанавливали в парках культуры и отдыха, в специальных игровых залах и, конечно, в фойе кинотеатров. Игровые автоматы сразу завоевали народную любовь. Особой популярностью пользовались "Морской бой", "Снайпер", "Скачки", "Городки", "Автогонки".
К началу 90-х количество советских аркадных автоматов резко пошло на убыль – за годы перестройки рынок развлечений развалился. Да и конкуренция была налицо – в стране появились импортные автоматы, а также игры на базе персональных компьютеров. Сегодня доступность домашнего игрового оборудования (игры для ПК и отдельные консоли) привела к тому, что популярность игровых автоматов осталась в прошлом. Хотя есть страны (например, США и Япония), где культура заведений для игр традиционно поддерживается на высоком уровне.
Начиная с 2000 года индустрия развлечений в России вновь начала интенсивно развиваться. Ежегодно проводятся выставки, на которых производители представляют и продают новое игровое оборудование. В России они проходят под эгидой Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА). По словам Сергея Шлёнина, генерального директора ЗАО «Плэжа Машин» (сетевой оператор Game Zona), конкуренция на отечественном рынке есть, но незначительная из-за достаточно высоких входных барьеров и длительных сроков окупаемости бизнеса. Поэтому крупных компаний, специализирующихся на сдаче автоматов в аренду, единицы. В российских регионах действуют свои операторы с ограниченным парком автоматов. Но кинотеатры чаще предпочитают работать со столичными поставщиками оборудования и федеральными операторами, поскольку они предоставляют возможность замены моделей, хорошую техническую поддержку и имеют доступ к финансированию новых проектов. К сожалению, в условиях сегодняшнего кризиса не все поставщики готовы работать в регионах и предпочитают столицу и область.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Среди мировых производителей игрового оборудования наиболее известны NAMCO, SEGA, Konami, Dynamo, Stern, Global VR, Bay Tek, Coastal, Raw Thrills, специализирующиеся в основном на производстве видеосимуляторов. Ice, Bob's Space Racers, LAI Games, Bay Tek, Coastal Amusements, Benchmark, Andamiro, Skee-Ball производят аппараты Redemption с функцией выдачи билетов, которые можно обменять на приз. Компания Andamiro также выпускает популярные во всем мире танцмашины. Из отечественных наиболее известна компания «Транс-Форс». Однако на сегодняшний день ассортимент российского игрового оборудования, соответствующего мировым стандартам, остается крайне ограниченным.Игровое оборудование для закрытых помещений (в том числе для кинотеатров) условно можно разделить на несколько категорий.
- Симуляторы, имитирующие различные гонки (на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, байдарках, самолетах, горных лыжах и т.п.). Самые популярные - с подвижной платформой, которая имитирует катание на "американских горках", по бездорожью и.т.д.
- Симуляторы с имитацией охоты, антитеррористической или шпионской деятельности, стрельбы из корабельных орудий или танка, по мотивам известных фильмов (например, автомат Aliens по сюжету блокбастера "Чужие") и т.д.
- Симуляторы спортивных игр (футбол, настольный хоккей, баскетбол и т.п.)
- Виртуальная капсула;
- Кинотеатр 4D (3D, XD);
- Транс-Форс;
- Электрокартинг;
- Сталкивающиеся машины (бампер-кар);
- Карусели;
- Скалодром;
- Детский лабиринт;
- Экстрим-батут;
- Надувные аттракционы;
- Падающий лифт;
- Комната страха, смеха;
- Детская железная дорога.
5. Спортивные аппараты - аэрохоккей, настольный футбол, баскетбол.
ТИПЫ ИГРОВЫХ ЗОН В КИНОТЕАТРАХ
По словам директора компании PlayKom Екатерины Пивченко, на данный момент в России существует несколько типов взаимоотношений игровых зон и кинотеатров:
-
Кинотеатр является владельцем игровой зоны.
-
Кинотеатр отдает свои площади в аренду предпринимателям, которые размещают на них свое оборудование и курируют его эксплуатацию.
-
Кинотеатр берет оборудование в аренду, устанавливает его на своих площадях и отдает часть выручки от игровых автоматов их владельцу.
-
Кинотеатр на определенных условиях предоставляет свои площади крупным операторам (Game Zona, Crazy Park, Play Day, Игромакс), которые полностью берут на себя устройство и обеспечение игровой зоны.
-
Кинотеатр расположен в торгово-развлекательном комплексе и соседствует с отдельным полноценным развлекательным центром.
«ИнвестКиноПроект». Конечно, такие проекты требуют значительных инвестиций, поэтому владельцы киносети предпочитают привлекать к сотрудничеству операторов со своим оборудованием и большой технической базой.
Еще одна не менее важная тенденция - это создание многофункциональных торгово-развлекательных комплексов, где многозальные кинотеатры находятся рядом с игровыми зонами и фуд-кортами, образуя своеобразный досуговый треугольник. Именно в торговых центрах в условиях сильной конкуренции активно развивают свою деятельность сетевые операторы развлечений. Одно из актуальных направлений их работы - игровые комплексы для детей, куда входят кафе, аттракционы, детские комнаты, специализированные магазины. Рынок услуг в этой сфере пока только развивается, поэтому проектирование подобных комплексов очень выгодно. Согласно статистике, у посетителей ТРЦ на первом месте по популярности - шопинг, на втором - посещение фуд-корта, затем - кинотеатра и, наконец, игровой зоны, хотя данные могут варьироваться исходя из дополнительных факторов. Тем не менее, соседство разных услуг в одном месте при условии профессионального подхода к планированию зон становится взаимовыгодным – сказывается эффект синергии. В редких случаях игровая зона и кинотеатр становятся конкурентами, находясь под общей крышей торгового центра.
Этого удается избежать крупным фирмам, которые развивают свои киносети на базе собственных же торговых центров. К таким можно отнести ведущего игрока рынка группу компаний "Ташир" с кинотеатральной сетью "Синема Стар" и торговыми центрами "РИО". В 2009 году готовятся к открытию новые кинотеатры сети: 10-зальные в московском районе Новокосино и в Белгороде. По словам руководителя отдела развития управляющей компании сети "Синема Стар" Екатерины Кочергиной, "Ташир" постоянно расширяет сферы своего бизнеса. Недавно было создано новое структурное подразделение, деятельность которого направлена на организацию дополнительных сервисов для гостей кинокомплексов - сети игровых компьютерных клубов "Гейм Стар" и розничных торговых сетей: магазинов мультимедийной продукции под брендом "Медиа-стар" и сети магазинов сувениров и подарков "Барон". Кроме того, во вводимых в 2009 году в эксплуатацию объектах в Новокосино и Белгороде также предполагаются зоны с детскими площадками, игровыми автоматами, аттракционами, рассчитанные на семейное посещение. В аналогичном направлении развивается и пермская сеть кинотеатров "Панорама".
О том, как сосуществуют игровые зоны и кинотеатры под одной крышей, а также об игровых зонах непосредственно в кинотеатрах нам подробно рассказали специалисты в данной области Екатерина Пивченко и Сергей Шлёнин.
Какие игровые автоматы используются в кинотеатрах?
С.Ш. Чаще всего это симуляторы. Основная причина выбора данного оборудования - небольшие габариты, простота в эксплуатации, экономия на обслуживающем персонале, высокая популярность у посетителей. Кинотеатры обладают разной свободной площадью, подходящей для установки развлекательного оборудования. Если это не более 150 кв. м, то обычно ставят только симуляторы в количестве до 30 штук. Если помещение больше, то здесь можно сделать смешанную игровую зону с симуляторами и автоматами с выдачей билетов. На площади более 250 кв. м можно установить и виртуальную капсулу.
Конечно, инвестиции в дорогостоящее оборудование на территории 12-зального кинотеатра в крупном торговом центре и отдельно стоящего однозального кинотеатра будут существенно различаться. Кроме свободной площади есть еще коммерческая целесообразность, которая и определит состав и количество оборудования.
Е.П. Игровые автоматы могут быть как сопутствующей услугой, которая развлечет людей в перерывах между сеансами, так и полноценной развлекательной зоной, которая принесет дополнительную прибыль кинотеатру, если он готов сам заниматься данным бизнесом и имеет под него свободные площади. Что касается подбора игровых автоматов, то вариантов здесь немного. При отсутствии места в холлах особым спросом пользуются видеосимуляторы - гонки, "стрелялки", аэрохоккеи, настольный футбол. Многие хотят видеть в своих заведениях симуляторы, имитирующие, к примеру, горные лыжи или танцы, но это ошибка. Подобные развлечения требуют активного движения и популярны в крупных развлекательных центрах, где игра и соревнование становятся основной целью посетителей, но не в кинотеатрах, где небольшая игровая зона создается для проведения досуга перед просмотром фильма.
Почему на рынке до сих пор востребованы старые модели игровых автоматов, выпущенные до 2000 года?
С.Ш. Основные причины - долгий срок окупаемости, возможность приносить доход владельцу даже после 10 лет эксплуатации, надежность и ремонтопригодность данных автоматов, дороговизна нового оборудования, оптимизация инвестиций. Если среди новых автоматов поставить 15% старых, но в хорошем состоянии, потребитель не обратит на это внимания, а вложений потребуется на десятки тысяч долларов меньше.
Е.П. Индустрия развлечений в нашей стране только набирает обороты и еще не все посетители избалованы новинками. А потому как в кинотеатрах автоматы призваны занять посетителей во время ожидания сеанса, то в этом случае год производства не принципиален. Игровые аппараты нравятся всем. Дети со временем сами становятся папами и мамами, которые не меньше, чем их чада, любят играть. Зачастую вспомнить детство и юность хочется именно на старых автоматах. Их популярность объясняется еще и долгим сроком работы, да и цена на них гораздо ниже.
Чем новые модели автоматов отличаются от старых?
Е.П. Игровые устройства эволюционируют в нескольких направлениях: улучшается графика, становится объемнее звук. На смену ЭЛТ-мониторам приходят жидкокристаллические и проекционные, в некоторых моделях используются touch-screen-мониторы. Все больше появляется автоматов на подвижной платформе. Видеосимуляторы могут быть как с небольшим монитором (29 или 32 дюйма), так и с огромным экраном (от 52 до 62 дюймов). От этого зависит эффектность игры и, конечно, стоимость аттракциона.
Есть ли различия и особенности при организации игровых зон в столице и регионах?
С.Ш. Различие в эксплуатации автоматов в столичных и провинциальных кинотеатрах в основном проявляются в новизне, современности оборудования. Это связано с разницей в доходах населения, конкурентной средой и стремлением владельца оборудования максимально долго его использовать. Через несколько лет эксплуатации в столичных городах оборудование вывозят в регионы, где оно продолжает зарабатывать. В подавляющем большинстве случаев кинотеатр берет автоматы в аренду у специализированных компаний. Следовательно, арендодатель просчитывает ожидаемую прибыль и принимает решение о том, какие инвестиции он готов осуществить.
Каковы основные принципы формирования игровой зоны в кинотеатре?
С.Ш. Основной принцип – это ее доступность, чтобы при посещении кинотеатра человеку не пришлось ее искать. Целесообразно установить не менее 10-15 автоматов для однозальника и до 60-ти автоматов в многозальнике в торговом центре.
Е.П. Если говорить о небольшой игровой зоне из 3-10 автоматов, то они должны быть установлены в одном месте цельной площадкой, видимой с разных сторон. Лучше располагать ее в непосредственной близости от кафе, чтобы там можно было продавать жетоны. Зачастую аппаратами пытаются занять любые свободные уголки холлов. Это не совсем правильно, поскольку игровые автоматы сами по себе высокодоходное оборудование, которое приносит неплохую дополнительную прибыль кинотеатру, однако не все это понимают. Игровая зона должна хорошо вентилироваться и правильно освещаться, экраны нужно защитить от попадания прямых солнечных лучей.
Есть ли различие в формировании игровой зоны в кинотеатре и в отдельном развлекательном центре, соседствующим с кинотеатром на территории одного комплекса?
С.Ш. Конечно, есть. В первом случае это сопутствующая услуга, использующая поток посетителей кинотеатра, поэтому выбирается оборудование, для обслуживания которого требуется минимум персонала и места. Во втором случае определяется спектр услуг, создается концепция оформления, сочетания оборудования, производится подбор и обучение персонала, проводятся маркетинговые мероприятия.
Какова специфика обслуживания игровых автоматов после их установки?
С.Ш. Она заключается в оперативном ремонте оборудования, ежедневном поддержании его в чистоте снаружи и внутренней профилактике раз в месяц, реновации его внешнего вида по необходимости, периодической ротации с другими автоматами или замене (такую возможность имеют сетевые операторы) и, конечно, продаже жетонов или игровых карт.
Е.П. Игровые автоматы - это сложноустроенное оборудование. Приобретая его для коммерческого использования, хозяева должны быть готовы оперативно отреагировать на первый же программный сбой, поэтому в кинотеатре необходим технически грамотный человек, который сможет починить аппарат. Поставщики оборудования при подключении проводят мини-тренинги для персонала по работе с автоматами, что позволяет быстро устранять неполадки, влекущие за собой простой, а значит, убытки.
Наличие в кинотеатрах игровой зоны напрямую влияет на их посещаемость?
Е.П. Нет. Это скорее определенный уровень сервиса в кинотеатре и дополнительный заработок.
С.Ш. На сегодняшний день есть два основных типа развлекательных зон – площадки с арендованными автоматами внутри кинотеатров и отдельные досуговые центры, зачастую соседствующие с кинотеатрами в торговых комплексах. Если кинотеатр позиционирует себя как многофункциональный досуговый центр, то подобное соседство становится невыгодным для обоим операторов. Поэтому в большинстве случаев в больших торговых центрах мультиплекс и развлекательная зона расположены отдельно.
Игровые зоны всегда выгодны для кинотеатра?
С.Ш. Окупаемость автоматов в среднем составляет 4-5 лет. В связи с тем, что кинотеатр чаще берет их в аренду, а не покупает и ставит на свои свободные площади, то для него это однозначно выгодно. Наличие автоматов позволяет посетителям более комфортно провести время в ожидании сеанса, а довольный клиент – это постоянный клиент.
Е.П. Окупаемость аппаратов в среднем 1,5-3 года года. Многое зависит от маркетинга. Если в кинотеатрах проводить акции, праздники, обеспечивая непрерывный поток посетителей, игровые зоны окупаются быстрее. Одна из причин невостребованности аппаратов – неправильный подбор игр. Например, в кинотеатрах зачастую не играют в спортивные симуляторы. Неправильная расстановка автоматов тоже может сказаться на их рентабельности. Когда аппараты беспорядочно раскиданы по разным закуткам кинотеатра, посетители до них просто не доходят. Решить эту проблему поможет регулярная ротация и перестановка игровых автоматов.
Какая публика в основном является посетителями игровых зон?
Е.П. Играют все - от мала до велика, и даже целыми семьями.
С.Ш. Основные посетители - дети, подростки и молодежь до 25 лет. Эта услуга недорогая и доступна всем. Управление игрой просто и понятно, специальных знаний не требует.
Ольга Баженова
Журнал «Киномеханик», июль 2009